Вот
и закончилась осень. Уже в ноябре мы чувствуем, что световой год заканчивается
и приближаются новогодние праздники. Важнейшими праздниками во всех древних
культурах были поворотные дни в жизни Солнца. Самое темное время года, когда
солнечный день, уменьшаясь, становится ничтожным по сравнению с ночью, но эта
ночь является началом роста последующих дней или рождением Солнца Нового года.
Строгость соблюдения праздничных правил
объясняется и сохранением представления о праздниках как о моменте
максимального напряжения сил природы, той точке, повороте, переломе, которые
чреваты серьезными качественными изменениями, вплоть до глобальной
трансформации космоприродного
универсума. Чем важнее, значительнее праздник, тем крепче сопряжены в нем все
силы и существа природы - добрые и злые, светлые и темные, благодетельные и
опасные. Стало быть, поведение человека, включенного в стихию праздника
(обряда), должно быть строго регламентировано; упорядочена, этикетна, пронизана
правилами сама праздничная свобода. И еще одно: праздник - это проявление всех
форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией
нарядов и исполнением традиционных песен, танцев и игр.
Необходимо
заметить, что празднование Коляды приходилось очевидно на самую длинную ночь,
колядовать начинали иногда и с праздника св. Николая, который в современном
календаре приходится на рождественский пост, что и вызывает смятение среди
воцерковленных людей. Кстати, праздник Ивана Купала тоже приходится на
петровский пост. Случайно ли это? Мы проводим Коляду вместо новогоднего праздника в период с 24 до 28 декабря, а
затем 7 января мы празднуем Рождество.
Подготовка
к празднику начинается с начала декабря. На занятиях декоративно-прикладным
творчеством дети могут сделать святочную маску, сделать из ивы, соломы, цветных
ниток или красивых цветных бумажек «солнышко» или «звезду», с которой колядовщики
отправятся колядовать.
Структура
праздника
1. Обход домов
(квартир), классов небольшими группами с
Колядками.
2. Праздничная
трапеза в своем помещении.
3. Приход ряженых
и старших колядовщиков.
4. Танцы и
игры.
По
приведенной ниже таблице можно познакомиться с примерным содержанием занятий на
уроках изобразительного искусства, художественного труда, музыки, народоведения при подготовке новогодних праздников.
Декоративно-прикладное
искусство
|
Традиционный фольклор |
Святочные маски.
Праздничные украшения
|
Коляда. Зимний
солнцеворот.
|
Маска как оберег от «нечистой» сипы. Этнические варианты ритуальных
масок, материалы для изготовления масок.
Символика цвета в маске. Спектральные цвета и их психологический
аспект.
Роль рельефных деталей в
усилении характерных черт образа.
|
Традиционный обряд благопожелания на год, благославление домов,
оберег.
Магическая функция колядования, "магия первого дня".
Колядки - заклинательно-величальные песни. Особая манера исполнения
колядок - эмоциональное воздействие на силы природы.
|
Возможен
и другой вариант новогоднего праздника.
Для
проведения праздника выбирается сказочный сюжет, в ходе которого силы хаоса
(Баба-яга, Дракон, злой волшебник и т.д.) крадут и прячут новогодние детские
подарки. На поиски отправляются команды детей примерно по 10 человек. Их путь
проходит через волшебные царства-мастерские, где под руководством волшебника
-хозяина царства дети выполняют различные задания, за что получают часть ключа
от места нахождения подарков (часть карты, букву и т.д.). Пройдя все мастерские
дети находят подарки, зло наказывается, возможно, перевоспитывается, и все
переходят к играм и танцам.
Подготовка
праздника «Рождество»
На
занятиях по фольклору, да и в других мастерских с ребятами ведутся беседы о
роли Христианства в мировой культуре, о нравственных заповедях, учащих людей любви,
терпимости, скромности, доброте. На занятиях декоративно-прикладным творчеством
дети могут создать Рождественскую открытку, вырезать ангела из бумаги и
разукрасить его гелевыми ручками или фольгой. Можно сделать ангела из соломки
или тряпочек, а можно сплести на основе из соломы рождественскую звезду или
снежинку.
Декоративно-прикладное искусство
|
Традиционный фольклор |
Рождественские открытки.
Техника монотипии.
|
Рождество
|
Глубинная символика
рождественской открытки.
Конструирование открыток
с использованием различных материалов и комбинированной техники исполнения.
Техника «китайских фонариков» другие традиционные
украшения по развертке
Фото: 06, 07
|
Рождественская звезда, славление - историческая память,
связь поколений, взаимовлияние христианских и дохристианских верований и
представлений. Посевание зерном - обряд плодородия, пожелание богатого
урожая, магическое действие. Традиционные рождественские игры.
|
Создание вертепного
театра
Декоративно-прикладное искусство
|
Традиционный фольклор |
Куклы для
народного театра «Вертеп»
|
Рождественская драма
"Смерть царя Ирода"
|
Плоские игровые формы в создании театрализованных
представлений. Эскиз и технология раскроя формы с рельефными накладными
элементами.
Полуобъемные и объемные куклы. Инвариантность кроев
одежды для различных персонажей. декоративная отделка костюмов.
|
Тексты
Вертепного представления и мелодии песен предложены в приложении.
При
возникновении вопросов можно обратиться за консультацией в этнокультурный Центр
«Китежград» Дома детского творчества «Измайловский», предварительно позвонив по
телефону 575-27-11 методистуПискорской
Татьяне Юльевне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий