Страницы проекта

понедельник, 9 декабря 2013 г.

Зимние праздники



Вот и закончилась осень. Уже в ноябре мы чувствуем, что световой год заканчивается и приближаются новогодние праздники. Важнейшими праздниками во всех древних культурах были поворотные дни в жизни Солнца. Самое темное время года, когда солнечный день, уменьшаясь, становится ничтожным по сравнению с ночью, но эта ночь является началом роста последующих дней или рождением Солнца Нового года.
 Строгость соблюдения праздничных правил объясняется и сохранением представления о праздниках как о моменте максимального напряжения сил природы, той точке, повороте, переломе, которые чреваты серьезными качественными изменениями, вплоть до глобальной трансформации  космоприродного универсума. Чем важнее, значительнее праздник, тем крепче сопряжены в нем все силы и существа природы - добрые и злые, светлые и темные, благодетельные и опасные. Стало быть, поведение человека, включенного в стихию праздника (обряда), должно быть строго регламентировано; упорядочена, этикетна, пронизана правилами сама праздничная свобода. И еще одно: праздник - это проявление всех форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен, танцев и игр.
Необходимо заметить, что празднование Коляды приходилось очевидно на самую длинную ночь, колядовать начинали иногда и с праздника св. Николая, который в современном календаре приходится на рождественский пост, что и вызывает смятение среди воцерковленных людей. Кстати, праздник Ивана Купала тоже приходится на петровский пост. Случайно ли это? Мы проводим Коляду вместо новогоднего  праздника в период с 24 до 28 декабря, а затем 7 января мы празднуем Рождество.
Подготовка к празднику начинается с начала декабря. На занятиях декоративно-прикладным творчеством дети могут сделать святочную маску, сделать из ивы, соломы, цветных ниток или красивых цветных бумажек «солнышко» или «звезду», с которой колядовщики отправятся колядовать.


Структура праздника
1.  Обход домов (квартир), классов небольшими группами с  
Колядками.
2.  Праздничная трапеза в своем помещении.
3.  Приход ряженых и старших колядовщиков.
4.  Танцы и игры. 
По приведенной ниже таблице можно познакомиться с примерным содержанием занятий на уроках изобразительного искусства, художественного труда, музыки, народоведения  при подготовке новогодних праздников.

Декоративно-прикладное искусство

Традиционный фольклор

Святочные маски. Праздничные украшения
Коляда. Зимний солнцеворот.
Маска как оберег от «нечистой» сипы. Этнические варианты ритуальных масок, материалы для изготовления масок.
Символика цвета в маске. Спектральные цвета и их психологический аспект.
Роль  рельефных деталей в усилении характерных черт образа.

Традиционный обряд благопожелания на год, благославление домов, оберег.
Магическая функция колядования, "магия первого дня".
Колядки - заклинательно-величальные песни. Особая манера исполнения колядок - эмоциональное воздействие на силы природы.

Возможен и другой вариант новогоднего праздника.

Для проведения праздника выбирается сказочный сюжет, в ходе которого силы хаоса (Баба-яга, Дракон, злой волшебник и т.д.) крадут и прячут новогодние детские подарки. На поиски отправляются команды детей примерно по 10 человек. Их путь проходит через волшебные царства-мастерские, где под руководством волшебника -хозяина царства дети выполняют различные задания, за что получают часть ключа от места нахождения подарков (часть карты, букву и т.д.). Пройдя все мастерские дети находят подарки, зло наказывается, возможно, перевоспитывается, и все переходят к играм и танцам.

Подготовка праздника «Рождество»

На занятиях по фольклору, да и в других мастерских с ребятами ведутся беседы о роли Христианства в мировой культуре, о нравственных заповедях, учащих людей любви, терпимости, скромности, доброте. На занятиях декоративно-прикладным творчеством дети могут создать Рождественскую открытку, вырезать ангела из бумаги и разукрасить его гелевыми ручками или фольгой. Можно сделать ангела из соломки или тряпочек, а можно сплести на основе из соломы рождественскую звезду или снежинку.

Декоративно-прикладное искусство

Традиционный фольклор

Рождественские открытки. Техника монотипии.
Рождество

Глубинная символика рождественской открытки.
Конструирование открыток с использованием различных материалов и комбинированной техники исполнения.
Техника «китайских фонариков» другие традиционные украшения по развертке
Фото: 06, 07
Рождественская звезда, славление - историческая память, связь поколений, взаимовлияние христианских и дохристианских верований и представлений. Посевание зерном - обряд плодородия, пожелание богатого урожая, магическое действие. Традиционные рождественские игры.

                                                Создание вертепного театра

Декоративно-прикладное искусство

Традиционный фольклор

Куклы для народного театра «Вертеп» 
Рождественская драма
"Смерть царя Ирода"
Плоские игровые формы в создании театрализованных представлений. Эскиз и технология раскроя формы с рельефными накладными элементами.
Полуобъемные и объемные куклы. Инвариантность кроев одежды для различных персонажей. декоративная отделка костюмов.

Вертеп - рождественское  кукольное представление. Традиционная рождественская драма "Смерть царя Ирода" -соединение библейского сюжета и бытовых, исторических, шуточных сценок.












Тексты Вертепного представления и мелодии песен предложены в приложении.
При возникновении вопросов можно обратиться за консультацией в этнокультурный Центр «Китежград» Дома детского творчества «Измайловский», предварительно позвонив по телефону 575-27-11  методистуПискорской Татьяне Юльевне.


Счастливого Нового года!

Комментариев нет:

Отправить комментарий